Внедрение системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей

Внедрение системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей (за исключением финансирования дополнительного образования в детских школах искусств).

Дополнительное образование-вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования. В сущности, дополнительное образование-это отличная возможность раскрыть и развивать творческие способности ребенка. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Токарёвский районный Дом детского творчества» уже более 60 лет открыт для токаревских ребят. В МБОУ ДО «Токарёвский РДДТ» дополнительное образование осуществляется по 6 направленностям: художественная, естественнонаучная, туристско-краеведческая, техническая, социально-гуманитарная, физкультурно-спортивная. Ежегодно по дополнительным общеразвивающим программам в МБОУ ДО «Токарёвский РДДТ» обучается порядка 434 детей в возрасте от 5 до 18 лет.

Развитие системы дополнительного образования сегодня является одним из условий развития общества в целом и обеспечения соответствия компетенций новых поколений современным вызовам. Одним из изменений системы дополнительного образования является переход к новым принципам управления, заложенным в федеральном проекте «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».

С 1 января 2018 года Тамбовская область является одним из многих субъектов Российской Федерации, внедряющих систему персонифицированного финансирования дополнительного образования детей – сертификаты дополнительного образования. Токарёвский район один из 15 муниципалитетов, который приступил к внедрению персонифицированного финансирования.

Сама по себе система персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, предполагает решение сразу нескольких важных задач:

—                     возможность бесплатно обучаться в любых организациях, в том числе коммерческих;

—                     повышение конкуренции на рынке услуг дополнительного образования детей;

—                     возможность привлекать дополнительное бюджетное финансирование;

— «оздоровление» образовательных программ и услуг дополнительного образования, финансируемых за счёт бюджетных средств на разных уровнях; — открывается доступ новых организаций к бюджетным средствам на равных условиях с муниципальными учреждениями.

Согласно Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №1726-р, совершенствование финансово-экономических механизмов развития дополнительного образования предполагает, в том числе, «разработку и внедрение механизмов персонифицированного финансирования дополнительных общеобразовательных программ, обеспечивающих поддержку мотивации, свободу выбора и построения образовательной траектории участников дополнительного образования путем закрепления за ними определенного объема средств (размер персонифицированного обязательства) и их передачи организации (индивидуальному предпринимателю), реализующей дополнительную общеобразовательную программу после выбора этой программы потребителем».

Действительно, в связи с переходом на персонифицированное финансирование дополнительного образования и расчетом номиналов сертификатов дополнительные общеразвивающие программы, реализуемые в МБОУ ДО «Токарёвский РДДТ» были отредактированы и приведены в соответствие с выставленными требованиями: изменился объём и содержание программ; некоторые программы были разработаны согласно требованиям к программам «нового поколения». В МБОУ ДО «Токарёвский РДДТ» в 2021 году была разработана еще одна программа разноуровневая «Шашки», сетевые программы осталось на уровне 2020 года- 2 программы.  С учетом социального заказа и востребованностью отдельных направлений деятельности были разработаны новые дополнительные общеразвивающие программы, но вместе с тем, изменение объема образовательных программ повлекло за собой уменьшение учебной нагрузки педагогов при сохранении общего количества обучающихся в МБОУ ДО «Токарёвский РДДТ».

Несмотря на то, что в учреждении появляются новые интересные и востребованные направления, родители отмечают, что сертификат дополнительного образования вносит ограничения по количеству посещаемых образовательных программ, чаще всего максимальное количество ограничивается двумя программами.

Если образовательные организации активно включились в процесс внедрения ПФДО, то родительская общественность оказалась не готова. Согласно данным портала «pfdo.ru» в 2021 году родителями создана 11 заявок (всего 183) на программы 1 года обучения, из них только 4 заявок были подтверждены заявлениями родителя (законного представителя), остальные заявки мы были вынуждены отклонить по причине отсутствия контактной информации. Всего в муниципалитете начиная с 2018 года выдано 1600 сертификатов дополнительного образования, 183 которых выдано в 2021 году. Из 1600 сертификатов используются на 31.12.2021 -1352 сертификатов, из которых 160 (на базе МБОУ ДО «Токарёвский РДДТ») по персонифицированному финансированию.

Регулярные консультации для родителей по вопросам ПФДО дают понять, что большая часть родителей не читают информационные письма с портала «pfdo.ru», не заходят в личный кабинет ребенка, не считают

сертификат дополнительного образования         необходимым, значимым документом.

Таким образом, за прошедший период с 1 января 2021 года по 1 января 2022 года в МБОУ ДО «Токарёвский РДДТ» проведена работа: оформлены 183 заявок на получение сертификата дополнительного образования (всего 1600 в муниципалитете); практически ежедневно проводилась и проводится разъяснительная работа с родителями по вопросам внедрения ПФДО, возможностям и ограничениям по сертификатам дополнительного образования.

                На     сегодня     в     учреждении     в     рамках     персонифицированного финансирования реализуется 7 дополнительных общеразвивающих программ, по которым обучается 160 ребенка в возрасте от 5 до 18 лет, что составляет 7% от количества детей от 5 до 18 лет в муниципалитете. Это цифра увеличилась в 2021 году, по сравнению с 2021 годом на 69 детей.

За вышеуказанный период работы можно выделить «плюсы» и «минусы» системы ПФДО.

 «Плюсы»:

вся информация по образовательному процессу в одном источнике (портал pfdo.ru);

возможность оперативного формирования отчетности по обучающимся (объединению и учебной группе), педагогу;

 открытость и прозрачность содержания и объёма дополнительных общеобразовательных программ;

ответственность каждого педагога за бюджет учреждения.

«Минусы»:

 неприятие и несерьезное отношение родителей и педагогов к системе ПФДО;

 первоначально большие затраты времени оператора по внесению данных в электронную базу;

значительные временные задержки по сертификации программ; уменьшение контингента учащихся влияет на уменьшение финансирования учреждения.

В итоге, хочется отметить, что внедрение системы ПФДО повлияло на работу МБОУ ДО «Токарёвский РДДТ» в целом, но не повлияло на высокую востребованность наших дополнительных общеразвивающих программ со стороны детей и родителей.